ИНТЕРВЬЮ BY АЛЬФА-БАНК
В Альфа-Банке более 100 команд работают над инновационными цифровыми проектами. И это не предел, мы развиваемся и продолжаем искать новых сотрудников.
Для запуска цифровых сервисов Альфа-Банку нужны специалисты с предпринимательским мышлением
Дамир Баттулин
Директор департамента развития онлайн-каналов Альфа-Банка
Рассказывает о стратегических инициативах банка, принципах командной работы над проектами, критериях выбора новых специалистов для развития цифровизации
и о том, почему интерес банка направлен на разработчиков стартапов.
— Два года назад мы начали основательно работать над цифровизацией Альфа-Банка, была принята стратегия до 2021 года. Мы стали активно набирать цифровые команды под самые различные проекты. И речь идет не столько о таких задачах, как перевод денег или получение кредитов, а сколько о самых разных проектах — от биометрии и блокчейна до безопасности или геймификации. В составе каждой команды от 7 до 12 человек. По сути, это маленькие самостоятельные единицы, по скорости разработки близкие к стартапам.
— Благодаря появлению подобных команд, Альфа-Банк стал довольно быстро меняться, будучи огромной корпорацией. В основу этих преобразований легли процессы, которые, как правило, свойственны небольшим компаниям, но мы их перевернули под один из крупнейших частных банков страны.
— Изменения, в первую очередь, отражаются на клиентском опыте
(как физических, так и юридических лиц): создаются и обновляются каналы коммуникаций — офисы, мобильные приложения, интернет-банк. Большинство позиций из принятой стратегии уже реализовано, но впереди еще достаточно много новых проектов.
В каких направлениях развивается цифровизация банка?

— Я могу выделить три основные стратегические инициативы, которые направлены на развитие Альфа-Банка.

Одна из целей — создать лучшее мобильное приложение, в том числе, для корпоративных клиентов.

Вторая инициатива — безбумажный банк. Необходимо достигнуть такого уровня, когда бумага внутри организации будет полностью отсутствовать. Речь идет не только об обычном бумажном обороте между сотрудниками, но и о таких вроде бы незаменимых вещах, как кассовый ордер, который выдается клиенту.

И третья инициатива, недавно воплотившаяся в реальность, — smart branch. Мы хотим внедрить эту модель во всех офисах обслуживания банка — более 400 отделениях по всей стране. Первые два уже работают в Москве, третий будет открыт в сентябре, а в октябре мы выйдем с этим проектом в регионы.

Одна из целей— создать лучшее мобильное приложение, в том числе, для корпоративных клиентов.
— Как это работает? Если клиент собрался в отделение банка, то в мобильном приложении он может узнать о его загруженности. На входе через систему распознавания лиц информация о посетителе будет доступна сотруднику банка, что сэкономит время обслуживания. Если клиент забыл паспорт, то его могут принять и без него. Подписывать документы станет необязательно, как и вести любой другой бумажный оборот. При необходимости ожидания своей очереди клиенту на смартфон будет направлена полезная информация, которую он может изучить, чтобы опять же сэкономить время.

И для эффективного внедрения и обеспечения работы этих процессов у нас есть команды, о которых я уже упоминал. Например, отдельная команда по биометрии, команды по безопасности и безбумажному обслуживанию, команда по электронной очереди и так далее.

Помимо этих инициатив, не стоит забывать и о внутренних процессах в банке, о работе бэк-офиса. Тут мы тоже решаем конкретные задачи. Например, сделали отдельное приложение для курьеров, разработали сервисы для сотрудников отделений, чтобы те оперативно получали информацию о клиенте. Приятно ведь, когда в банке могут знать о том, что у вас сегодня день рождения, не заглядывая в паспорт.

Сильно ли влияет географический фактор на поиск новых сотрудников в команды?

— Исторически продуктовые команды у нас располагались в трех основных локациях: Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург. Но в связи с последними событиями, вызванными пандемией, мы поняли, что ограничения по географии только в нашей голове, и стали искать талантливых и интересных специалистов по всей стране. И даже Россией не ограничились. Например, у нас уже работает целая команда из Белоруссии.

Мы максимально открыты к различным вариантам сотрудничества. Можем как принять сотрудника в штат банка, так и взаимодействовать с ним через вендора. Нанимаем не только отдельно, но и целыми командами под конкретный проект или сервис, у которого уже определена перспектива развития. Конечно, получить идеальную команду под проект сложно. Пока стопроцентного попадания в этой части еще не было.

Можете ли вы отдать разработку проекта сторонней компании?

— Основной принцип — time to market. Мы стараемся следовать здравому смыслу. Если лучше разработать проект самостоятельно, то беремся за него внутри банка. Но сейчас все больше нацелены на партнерство. Это сложный процесс, так как у многих до сих пор осталось представление о банках как о денежных хранилищах, а не о высокоскоростных цифровых корпорациях.

В любом случае мы готовы руководствоваться методом проб и ошибок, всегда тестируем абсолютно разные гипотезы, что даже роднит нас со стартапами. Проекты smart branch мы вообще начинали с создания прототипов в виде картонных офисов, запускали туда людей и изучали их потребности.

Основной принцип – time to market. Мы стараемся следовать здравому смыслу.
Кто и как управляет командами, откуда появляются задачи и возникают идеи новых проектов?

—  Задачи появляются по-разному. Часто после изучения исследований, анализа действий конкурентов. Есть стримы, где различные подразделения банка могут заявлять о необходимости того или иного проекта или сервиса. В дальнейшем они помогают командам.

Самими проектами занимаются непосредственно команды. Я работаю с ними, но не управляю и не руковожу. Это ключевой принцип — мы развиваем бизнес, не руководя. Внутри команды есть собственные метрики, существуют мотивационные показатели. Если кто-то из участников команды проседает, то его могут удалить из проекта. Также распространены переходы из одной команды в другую. Есть много случаев, когда специалисты поднимались по карьерной лестнице: от iOS-разработчика до Lead product manager в направлении iOS, от дизайнера до Chief product owner и так далее.

Количество команд постоянно растёт. Еще полтора года назад их было 56, а сейчас в два раза больше. Тогда они были укомплектованы на 60%, а уже сегодня этот показатель близок к 100%.


Какие у вас требования к кандидатам?

—  У нас есть несколько сотрудников, которые занимаются отбором кандидатов. Помимо меня, это могут быть руководители дирекций или руководители центров компетенций.

Если говорить про меня, то я больше сосредоточен на позициях chief product owner. И то, далеко не всех. Мои требования к ним — быть внутренним предпринимателем, исследователем, профессионалом и хорошим человеком. Обязательно изучаю те проекты, которые были реализованы кандидатом. Интересны претенденты, кто что-то делал, пробовал, необязательно при этом, чтобы у них получилось.

Это очень похожие качества людей, которые работают в стартапах. Обращаете на них особое внимание?

—  Да, причем на тех, кто работал внутри стартапов не только продактами, но и разработчиками. Нам нужны люди, которые обладают качествами, позволяющими реализовать ту или иную гипотезу, независимо от существующих правил. Важно быть гибкими и быстрыми.

В зависимости от проекта и бюджета нам может потребоваться специалист с большим опытом. И тогда мы можем смотреть, в том числе, и на основателей стартапов.


Какие новые проекты у вас могут появиться в ближайшее время?

—  Одна из наиболее актуальных тем для нашего банка — это направление инвестиций. Под эту задачу скоро начнем набирать команды. Развиваются проекты геймификации. В этом направлении мы поняли, что надо искать специалистов из тех, кто был связан именно с этой спецификой, а не просто с приложениями.

Еще одна интересная тема — улучшение мобильного приложения. После недавно проведенного исследования мы поняли, что нам не нужно строить супер-приложение, как это делают многие банки. Мы даже с нынешним, заточенным исключительно под банковское обслуживание, не до конца удовлетворяем своего клиента. После того как мы увидели эту проблему под другим углом, сразу возникли новые идеи.

Получается, что новые проекты, под которые мы ищем специалистов, появляются как в уже действующих направлениях развития банка, так и в новых, которые нам только предстоит развивать. В этом и наше преимущество — мы хотим пробовать, совершенствоваться, ошибаться, исправляться. Только так можно создать уникальный банк для российского рынка.